Большая стройка к 300-летию города
Большая стройка ВВЕДЕНИЕ
ПРОЕКТ КЗС (ДАМБЫ)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОБ АВТОРЕ
Большая стройка


Обоснование необходимости ускорения (завершения) строительства КЗС

Прежде всего, я считаю необходимым перевести ущерб от наводнений в современные цены. Для перевода я воспользовался таблицами, опубликованными в журнале “Стройинформ”, и, так как от наводнений прежде всего страдают фундаменты зданий, то я, условно, принял коэффициент пересчета цен 2000 года к 1984 году по СМР по фундаментам зданий, равный 19,89. Ввиду того, что курс доллара в 1984 и 1990 годах был одинаковым и инфляции не было, то эти цены можно считать сопоставимыми.

Убытки от наводнения, случившегося в 1924 году, в ценах 1990 года оценивались в 1 млрд.270 млн. рублей. В современных ценах этот убыток равен 25 млрд. 260 млн. рублей.

Другое крупное наводнение с подъемом воды до 293 сантиметров выше нуля кронштадского футштока произошло в 1955 году. Размер убытков в тех же показателях превысил 400 миллионов рублей или 7 млрд. 956 млн. рублей.

При максимально возможном подъеме воды ущерб составит 4 миллиарда рублей или 79 млрд. 560 млн. рублей.

Кроме огромного экономического ущерба от наводнений, надо помнить, что вода наносит огромный ущерб исторической части города. Дело в том, что процесс разрушения оснований фундаментов многоплановый. Грунты насыщаются водой и размываются, а это значит, что в основании фундамента будут уже не те грунты, на которых когда-то ставилось здание. Появляются даже карстовые явления. Это влечет за собой неравномерность осадки зданий.

Для зданий исторического центра характерны процессы вымывания раствора между камнями фундамента. Кроме того, когда попадает вода в подвалы, то приходится ее откачивать, при этом тоже идет вымывание части грунта. В старых зданиях часто использовались деревянные конструкции, дерево при затоплении подвалов начинает намокать, появляются плесень, грибок. Высушить деревянные конструкции чрезвычайно трудно. В таком состоянии находятся, например, здания Биржи, Аничков дворец. Печальная вещь произошла в Сампсониевском соборе: разрушена часть фресок. Дело в том, что если вода находится в подвале в течении 3-4 суток, то влага может подняться на высоту до 6-7 метров, то есть до уровня третьего этажа и тогда ущерб непоправим.

Ученые, следящие за солнечной активностью и процессами водообмена в Атлантике, считают, что сейчас наблюдаются все признаки, обычно предшествующие наводнению в регионе Балтийского моря, повышение уровня воды может произойти в любую осень до 2010 года. Без защитных сооружений историческийм центр города с его одряхлевшим фундаментом может просто не выдержать разрушительного наводнения.

Еще одним аргументом в защиту строительства дамбы является решение транспортной проблемы. Как часть будущей автотрассы, освобождающей город от транзитного транспорта, она становится еще более необходимой. Еще в начале века в России считалось: если город достиг одного миллиона жителей, то в нем следует заниматься строительством скоростных магистралей. Сейчас все миллионные города обзаводятся такими дорогами, печальное исключение составляет наш город. В тоже время структура нашего города предполагает, что при радикальной структуре магистралей наличие кольцевой дороги необходимо. Возможность убрать транспорт из центральных районов Санкт-Петербурга оздоровит воздух города. Одной из задач, которую должна решить кольцевая дорога – это обеспечить связь города с его пригородной зоной, так как рекреационные связи растут. С каждым годом возрастает роль автотранспорта, так как растет количество личных автомашин. Сегодня люди из северных районов, которые хотят попасть в южные парки и пригороды, и, наоборот, люди из южных районов, стремящиеся на Карельский перешеек, вынуждены пробираться через весь город.

Высказывалось предложение преобразовать трассу защитных сооружений в мостовой переход. С использованием конструкции тех же затворов на водопропускниках этот вариант предлагался следущим образом: южная оконечность дамбы № 1 (Д-1) возводится до проектной отметки, водопропускные сооружения В-1 и В-2 остаются и достраиваются, судопропускное сооружение С-1 строится, как планировалось ранее. Далее - дамбы 4,5,6 остаются, так как находятся на острове (Котлин). В-4, В-5, В-6 и В-3 остаются. С-2 достраивается. Дамба Д-2 остается. Все остальные каменно-земляные дамбы разбираются, в южной части это составит 4,4 км, с северной – 5,0 км. На этих местах устанавливаются водопропускные сооружения: 10 пролетов по 24 метра каждый.

Если осуществлять это предложение, то для окончания работ потребуется еще 1 миллиард рублей в ценах 1990 года (в ценах 2000 года с учетом коэффициента 35,94, применяемый для работ, проводимых Севзапморгидрострой эта сумма ориентировочно будет равна 35 млрд. 940 млн рублей) и проблема защиты города от наводнений решена не будет.

Предлагался и интересный проект изменения конструкции КЗС, основанный на возможности использования энергии нагонной волны. Арочная конструкция с опускающимися затворами позволила бы регулировать глубину погружения затворов придонным течением. Течением, которое, борясь с водой, создавало бы придонные вихри и работало чистильщиком. Таким образом происходило бы очищение губы от выпавших на дно осадков. Но, понятно, что любое изменение конструкции требует больших дополнительных затрат.

Если рассматривать существующий комплекс защитных сооружений, то ухудшение экологической проблемы связано с нарушением проекта, во-первых. Строители не сделали водопропускные сооружения на северном участке дамбы, вместо того, чтобы равномерно сжимать Невскую губу, поторопились соединить сначала Котлин с Горской. Во-вторых сказалась неподготовленность очистных сооружений города к строительству дамбы.

Долгое время считалось, что наличие такой мощной водной системы, какой является Ладожское озеро, Нева и Финский залив, не требует очистки сточных вод. Поэтому до 1978 года все сточные воды, образующиеся в городе, сбрасывались без очистки, постепенно усугубляя экологическую обстановку в Финском заливе. Санитарно-бактериологические показатели качества воды в 1998 г. часто превышали допустимые нормы. В восточной части Невской губы высокий уровень бактериального загрязнения сохранялся в течение всего года. Практически ежемесячно превышение допустимого значения коли-индекса отмечается более чем в 50% проб воды. В 1998 г., как и в предыдущие годы, имели место, случаи обнаружения в воде Невской губы патогенной микрофлоры (сальмонеллы). В районе строительства защитного комплекса сальмонелла выделена в феврале и апреле, в районе южного — в ноябре. Причиной высокого уровня бактериального загрязнения воды Невской губы является продолжающийся сброс загрязненных сточных вод и отсутствие их обеззараживания на городских очистных сооружениях.

Я считаю, что всякое необдуманное вмешательство в природу оборачивается непредсказуемыми последствиями. В нынешней ситуации реализация проекта оцениваеися в 535 миллионов долларов. Сюда включается создание нового фарватера в Финском заливе, строительство моста, двух судопропускных сооружений и 940-метрового участка дамбы. Данный объем работ, оцененный начальником управления по строительству сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений в интервью газете”Морские вести Балтии” в апреле 1998 года, требует 5-6 лет работы. Для превращения имеющейся сегодня узкой дороги с ограниченной скоростью движения в шестиполосную автостраду потребуется еще около 265 млн. долларов.

По-видимому, до начала возобновления стройки нужно ликвидировать основной фактор, вызывающий неудовлетворительное экологическое состояние Невской губы. Город должен решить проблему завершения строительства Юго-западных очистных сооружений, произвести ремонт и реконструкцию канализационных сетей. Необходимо для каждого источника загрязнения определить метод полной очистки, в кратчайшие сроки достроить и переоборудовать системы очистки и обеззараживания на станциях аэрации, исправить ошибки при выборе мест выхода вод со станций аэрации.

Требуется и ужесточение контроля за экологической безопасностью транспорта, используемого в данной акватории, установление не только химического, но и температурного контроля за качеством сбрасываемой воды в залив; создание специальной службы по очистке от различного мусора и плавуна вблизи КЗС.

Все эти меры необходимо осуществить до окончания строительства защитных сооружений потому, что только метода манипулирования водопропускными сооружениями для усиления проточности воды недостаточно для улучшения экологической ситуации. Как правильно заметил С. Цветков, “если грязной водой мыть посуду, чище от этого она не станет”.

Кроме того, я думаю проблему надо рассматривать шире –нужно стремиться очистить не только определенный участок акватории от загрязнений, но, обеспечив 100%-ную очистку сточных вод, защитить Балтийское море, ведь в природе все взаимосвязано. Нужно не ограничиваться штрафами в отношении загрязнителей окружающей среды, а возможно, например, в сельском хозяйстве отказаться от использования удобрений, которые постоянно смываются в Ладогу, или закрывать предприятия, допускающие вредные выбросы.

Для решения данной проблемы должны быть выделены централизованно средства из федерального бюджета, необходимо привлечение инвестиций, в том числе иностранных. Я считаю, что строительство кольцевой дороги может стать экономически выгодным и привлекательным для инвесторов проектом.

Успешное завершение строительства комплекса защитных сооружений от наводнений и решение транспортной проблемы Санкт-Петербурга во многом зависит от привлечения работоспособных, образованных людей. Мы вступили в такую фазу развития общества, когда главным ресурсом становится человек, его интеллект.

Наша задача – сохранить наш город, защитить его. Я считаю это долгом нашего поколения.

Согласно новому графику, который утвержден Северо-Западной дирекцией Госстроя России, окончание строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) намечено на 2009 год. К этому времени должна быть обеспечена 100%-ая защита города от наводнений и создана развитая инфраструктура КЗС.

Новый график включает в себя пять этапов работ. Так, первый этап с завершением работ в 2003 году предусматривает завершение строительства автодорожного моста на судопропускном сооружении для прохода маломерных судов, трехполосной автодороги Горская-Котлин, три водопропускных сооружения. Стоимость этих работ оценена в 3,4 млрд руб. Предусматриваются бюджетные деньги, банковские кредиты и инвестиции.

15 ноября 2001 года в Санкт-Петербурге произошло очередное наводнение. Подъем уровня воды составил 216 см выше ординара. В очередной раз оказались затопленными целый ряд подвальных помещений зданий, находящихся на набережных города и прибрежной территории Финского залива.

28 ноября 2001 года Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обратилось к председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову и председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу с предложением включить в бюджет РФ 18 млрд рублей для завершения строительства КЗС и защиты города от наводнений. (полный текст обращения)

Год назад в Доме ученых прошли первые общественные слушания по проекту ускоренного завершения строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС). Это первые слушания в общирной череде общественных мероприятий, которыми будет сопровождаться ускоренная достройка дамбы.

Вновь о дамбе заговорили в конце прошлого года, когда заседании Государственной думы было одобрено предложение правительства РФ о заимствовании $ 215 млн на достройку дамбы. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил о начале переговоров с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о кредите, который будет направлен на достройку и запуск КЗС. "Мы все помним Ленск, который пришлось восстанавливать всей страной. В случае с Санкт-Петербургом это будет стоить многократно дороже", - после такого заявления вице-премьера, депутаты ободрили его предложение, выдвинув одно условие - использовать кредит ЕБРР не ранее 2003 года.

После этого Госстрой России заключил договор с нидерландскимй инжекнерно-консультационным консорциумом NEDECO, который разработает технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта ускоренного завершения строительства КЗС, а также представит оценку экологического влияния на окружающую среду (ОВОС). Только после этого ЕБРР примет окончательное решение о кредита.

Прошедшие вчера общественные слушания стали первыми в общирной программе мероприятий, направленных ознакомление широких слоев населения с предстоящим строительстов, а также оценкой возможных его последствий - подобная политика прозрачности давно является стандартом в международной практике. На слушаниях прозвучало несколько докладов. В частности эксперты NEDECO сообщили, что достройка дамбы моджет вестись по трем вариантам. Первый из них предусматривает консервацию существующих сооружений. Два других - реализацию планов 30-летней давности, с той разницей, что один из них не предусматривает возможность инвестиций в строительство будущей автодороги поверх КЗС, а другой обеспечит постройку дороги в будущем. Соответственно, от этого зависит судьба подводного тоннеля, который должен был быть порыт под Южным судопропускным сооружением.

Проектирование и строительство дамбы, тянется с 1955 года. Команда приступить к работе была дана после одного из самых значительных и четвертого по силе за всю историю северной столицы наводнений 1955 года, когда превышение ординара составило 293 см. Однако фактически к разработке технико-экономического обоснования проектная группа института "Морзащита" приступила только в 1968 году. Готовый проект появился в 1977 году - за это время Ленинград пережил еще один разрушительный паводок 1975 года, когда уровень воды достиг отметки 282 см выше ординара. С тех пор проект КЗС не перетерпел значительных изменений: 26-километровая дамба через самое узкое место Невской Губы - от Горской через остров Котлин к Бронке на южном берегу, оборудованная 2 судопропускными и 6 водопропусными сооружениями. Отсыпку начали в 1980 году, с тем чтобы к 1990 году полностью завершить строительство КЗС. Однако этого не произвошло. В середине 80-х у дамбы появились противники из чила общественных оргавнизаций, которые пытались остановить строительство, как пагубно влияющее на экологию залива. Нефункционирующие водопропуски изменили схему циркуляци течений в Невской Губе, а эвтофикация (перенасышение азотом и фтором) воды привела к изменеию биологического равновесия - стремительному размножению некоторых видов водорослей, загрязнению мест нереста. Были зафиксированы случаи бактериологического заражение как некоторых видов морских организмов и домашних птиц и животных, а также жителей прибрежной зоны. Окончательно стройку остановили экономические потрясения начала 90-х, когда готовность КЗС по различным оценкам составляла от 60 до 70%. С 1990 года и до сих пор строительство на дамбе официально ограничено ремонтом и обслуживанием возведенных участков. Ежегодно на эти цели из федерального бюджета расходуется 100 - 150 млн. руб.

Государственным заказчиком строительства дамбы в Санкт-Петербурге вновь стала Северо-Западная дирекция Госстроя РФ. Такое распоряжение подписал 4 декабря председатель Госстроя РФ Николай Кошман. Рабочую группу по передаче объекта возглавил заместитель председателя Госстроя РФ Николай Зацаринский. Напомним, что в апреле 2001 года функции заказчика-застройщика дамбы были переданы от управления "Морзащита" Администрации Санкт-Петербурга Госстрою России. В апреле 2002 года Северо-Западная дирекция Госстроя РФ, возглавляемая Михаилом Новиковым, перестала заниматься вопросами строительства КЗС: куратором строительства было назначено другое подразделение Госстроя РФ - Северо-Западная дирекция ФГУП "Гипрогор" во главе с Владимиром Елистратовым

Председатель правительства РФ Михаил Касьянов подписал постановление "О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Завершение строительства комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений". Правительство РФ приняло предложение Госстроя о подписании соглашения между РФ и ЕБРР о займе для финансирования проекта "Завершение строительства комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений", предусматривающего предоставление России займа в размере 245 млн долл. со сроком погашения 18 лет, включая 4-летний льготный период, имея в виду, что единовременно взимаемые Европейским банком реконструкции и развития комиссионные в размере 2,45 млн долл., составляющие 1 процент суммы займа, оплачиваются за счет средств федерального бюджета по вступлении соглашения в силу 25 декабря 2002 г.

Хостинг от uCoz